Поток экспертного мнения

Полная версия интервью Алана Франса

Статьи
«Первый предпринимательский» - в Ташкенте планируют открыть вуз для подготовки будущих бизнесменов. Полная версия интервью Алана Франца
Высшее образование в Узбекистане последние 25 лет сталкивается с потребностью адаптироваться и развиться в контексте децентрализации и глобализации. Основная проблема заключалась в высокоцентрализованном характере системы, когда контроль осуществляется ответственными министерствами. Это ограничивало разработку диверсифицированных учебных программ, появление новых методов обучения, проникновение современных технологий в образование. Появление международных университетов, таких как Вестминстер, Инха и др. дало возможность увидеть, как развитие новых процессов в высшем образовании может принести пользу развитию страны в целом. Принятая концепция предполагает фокус на внедрение программ обучения критическому мышлению, независимому обучению, использованию виртуальных систем и т.д. С моей точки зрения, основной вызов, стоящий сегодня перед министерством и другими вовлеченными ведомствами – это необходимость привести в соответствие темпов фактического внедрения изменений с изложенными в документах. Необходимы качественные изменения с точки зрения большей автономности не только для государственных ВУЗов, но и для новых игроков. Важна либерализация мышления руководства университетов, способность разрабатывать собственные учебные программы и курсы с учетом их последующей реализации – тренд, который мы видим во всем мире. Я уверен, что сокращение централизованного регулирования со стороны министерства позволит обеспечить лучшее и более качественное образование – ведь независимость и возможность повлиять на собственное будущее также принесут и ответственность.

Эта ответственность заставит изменить стиль управления в университетах. За счет прозрачности процессов все заинтересованные стороны – студенты, родители, работодатели – смогут не только почувствовать уверенность в качестве обучения, но и непосредственно принимать участие в его обеспечении и повышении.

Под качеством в высшем образовании понимается не только актуальность программ на рынке, но и будущая устойчивость университета, т.е. необходимо рассматривать развитие исследовательского потенциала, развитие автономности уже внутри самого ВУЗа.

Университеты должны увидеть тот факт, что проведение исследований, в том числе с привлечением внешних партнеров, является неотъемлемой частью в обеспечении высокого уровня преподавания для всех категорий студентов от бакалавров до аспирантов.

В концепции развития системы высшего образования одним из ключевых целевых показателей определено увеличение уровня доступности с 20% (хотя на самом деле эта цифра гораздо ниже) до 50% к 2030 году. В этой связи серьезную обеспокоенность вызывает тот факт, что при увеличении количества ВУЗов, очевидно, возрастают и расходы на поддержание всей системы. Таким образом, критическим вопросом становится не только повышение уровня охвата, но и характер финансирования и того, кто за это платит.

Во многих развитых странах этот вопрос решается за счет коммерциализации взаимоотношений со студентами, предоставления им займов и финансирования других форм. Хотя это не всегда лучший путь – например, в США при высокой развитости системы финансирования, все больше возникают вопросы об обеспечении возвратности «инвестиций» – трансформации полученного образования в реальные доходы после трудоустройства выпускников. В Великобритании также, при относительной распространенности инструментов кредитования обучения все более актуальным становится вопрос ценности образования при трудоустройстве.

Таким образом эффект от повышения стоимости обучения удваивается – с одной стороны, университеты привлекают больше средств для развития, с другой, повышается прозрачность и растет качество обучения – студенты за свои деньги предъявляют более жесткие требования.

Повторюсь, как ни парадоксально, но повышение стоимости обучения приводит к улучшению не только устойчивости ВУЗа, но и к повышению качества. Таким образом, качество обучения регулируется студентами самостоятельно при помощи рыночных механизмов. Это приводит к переориентации с регуляторного характера функционирования министерств к сосредоточению внимания на улучшении «клиентского опыта» через внедрение инструментов оценки не только студентов, но и преподавания с внедрением развитых систем ранжирования университетов. В итоге это выгодно всем.

Таким образом, свобода частного образования должна повысить качество образования, поскольку это позволит ВУЗам быть более конкурентоспособными и повысит свободу в определении наиболее эффективного использования средств.

В завершение я бы хотел отметить, что независимость учебных заведений, на самом деле, обеспечивает большую ответственность, и следовательно, лучшее качество образования.



Made on
Tilda